|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегодня, наверное, каждая компания, думает о том, как повысить эффективность работы персонала. Обычно для решения этой задачи предлагается внедрить управление по целям (MBO) или управление по KPI (BSC). Стратегически это абсолютно правильные решения, однако они требуют существенных инвестиций, их внедрение занимает, как правило, длительное время, поэтому они не позволяют получить экономический эффект быстро. Тактически, правильно начинать с решения, позволяющего добиться успеха быстро. И уже затем, завоевав "плацдарм" (лояльность персонала, доверие собственников), развивать наступление. Это известная в бизнесе технология Quick Wins (Быстрые Победы). Одним из решений, позволяющих добиться успеха быстро, является нормирование труда. С его помощью можно быстро навести порядок, быстро улучшить организацию труда, быстро повысить эффективность работы персонала. В дальнейшем, когда управление по целям или по KPI будут внедрены, нормирование труда тоже не окажется лишним. Ведь наличие спидометра не означает, что не нужен тахометр. Если управление по KPI сравнить со спидометром (или GPS навигатором), то нормирование труда - это тахометр. Не следует думать, что нормирование труда - это просто. Попытка решить эту задачу "в лоб" часто не дает желаемого результата. Поэтому иногда можно слышать, что нормирование труда не нужно, что от него больше вреда, чем пользы и т.п. Это не так, "просто вы не умеете их готовить". В этой статье я расскажу о том, как, используя решение Гамбургский Счет, организовать хронометраж и нормирование труда по-новому (читай - правильно): просто, эффективно, без негатива со стороны добросовестных сотрудников. И что самое главное, Гамбургский Счет позволяет заменить оплату по времени присутствия в офисе на оплату по труду. Это мощное средство для повышения эффективности работы персонала. Гамбургский Счет не является альтернативой управлению по целям или управлению по KPI. Скорее это их дополнение и первый шаг на пути их внедрения. Предлагаемое решение применимо в тех случаях, когда основным средством труда является компьютер. Таймшит - хронометраж офисной работы по-старомуУправление персоналом стоит на двух китах: постановка задачи и контроль исполнения. При этом важен не только факт выполнения задачи, но и то, с каким качеством она была выполнена, а также, сколько времени она выполнялась. Для измерения трудоемкости работ часто используют листы учета рабочего времени или таймшиты (от англ. time sheet - "лист распределения времени"). Обычно это таблица: "время - работа", которую работники заполняют в конце рабочего дня. У обычного таймшита есть три значимых недостатка:
Несмотря на эти недостатки, например, в США таймшиты используются очень широко. Оплата за реально отработанное время является нормой. В России таймшиты используются значительно реже, и, в общем, понятно - почему. Основная причина - недоверие работодателей к достоверности информации о трудозатратах. Для нашей страны необходимо решение, при котором у работодателя не будет сомнений в достоверности этой информации. Примером такого решения является Гамбургский Счет. Он позволяет создавать таймшиты, свободные от перечисленных выше недостатков. Называются они тоже по-другому: Отчет о Работе Персонала и Тайм-Лист. SelfTrace - "фотоаппарат" рабочего дняСначала давайте рассмотрим, какая информация о работе персонала собирается и как это делается. Архитектура Гамбургского Счета показана на рисунке 1.
На компьютерах сотрудников устанавливается программа SelfTrace - "фотоаппарат" рабочего дня. С её помощью сотрудник в режиме реального времени ведет учет всех выполняемых им работ. Часть информации вводится сотрудником вручную. Это информация о том, над каким заданием он сейчас работает. А также информация о том, что конкретно сотрудник для этого делает, например, работает с компьютером, у него совещание и т.д. Мы называем это видом активности. Остальную информацию программа SelfTrace получает автоматически. Это информация о том, с каким приложением работает сотрудник, какую операцию он выполняет, с какой скоростью он работает с клавиатурой и мышью компьютера. Тип выполняемой операции определяется по названию открытого окна переднего плана (одной операции обычно соответствует множество окон). Предварительно должен быть создан каталог операций, в котором задано соответствие между выполняемыми операциями и открываемыми окнами. Интерфейс программы SelfTrace показан на рисунке 2.
Программа SelfTrace прозрачно интегрируется с MS Outlook. Это означает, что если для управления заданиями в организации используется MS Outlook, то все получаемые сотрудником задачи (задания) автоматически передаются из MS Outlook в SelfTrace. Когда задача удаляется из MS Outlook, она автоматически удаляется также из SelfTrace. В ближайшем будущем мы планируем интегрировать SelfTrace с системами электронного документооборота. Всю полученную информацию (о заданиях, видах активности, операциях, приложениях, скорости работы с компьютером) программа SelfTrace автоматически передает в центральную базу данных. Там эта информация обрабатывается генератором отчетов и экспертной системой, после чего выдается руководителю в виде Отчета о Работе Персонала и Тайм-листа. Для обеспечения достоверности информации о трудозатратах используется следующее решение. Когда сотрудник в программе SelfTrace задает, какое задание он сейчас выполняет, эта информация автоматически передается на Монитор Активности Персонала (см. http://hr.prolan.ru/slide-tour/index.html#10). Такой Монитор обычно устанавливается у руководителя и/или в службе внутреннего контроля. На Мониторе отображается вся информация, как введенная сотрудником вручную, так и снимаемая автоматически (какую операцию он сейчас выполняет, с каким приложением работает и с какой скоростью). Более того, руководитель всегда может удаленно подключиться к компьютеру сотрудника и в режиме реального времени увидеть содержимое его экрана. Вряд ли какой-то здравомыслящий человек в этом случае будет предоставлять о себе недостоверную информацию. Но если все же "кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет", то руководитель может воспользоваться Монитором Большой Брат (см. http://hr.prolan.ru/slide-tour/index.html#11). В этом случае руководитель может не только видеть содержимое экрана, но и автоматически делать снимки экрана, автоматически записывать видеоизображение, контролировать сетевой трафик и многое другое. Это очень сильное средство, поэтому мы рекомендуем его использовать только в крайних случаях. Основное применение Большого Брата - обеспечения информационной безопасности. Отчет о Работе Персонала - "кардиограмма" трудового коллективаОтчет о Работе Персонала - это многостраничный документ, в котором информация о работе сотрудника (заданиях, видах активности, операциях, приложениях, скорости работы с компьютером) представлена в удобном для анализа виде. Пример Отчета о Работе Персонала можно посмотреть здесь. Отчет о Работе Персонала включает в себя:
Фотография рабочего дня - это временная диаграмма всех выполняемых работником действий, совмещенная с графиком интенсивности его работы с компьютером. Такими действиями могут быть:
Диаграмма распределения времени - это круговая диаграмма распределения рабочего времени сотрудника по заданиям, видам активности, операциям, приложениям, совмещенная с гистограммой интенсивности работы с компьютером при выполнении этих работ. Пример диаграммы распределения времени по приложениям показан на рисунке 3.
Таблица учета рабочего времени - это усредненные значения следующих характеристик: время начала работы с компьютером, время окончания работы, длительность перерыва, интенсивность работы с компьютером. Профиль Рабочего Дня сотрудника - это результат статистической обработки информации об интенсивности работы с компьютером за длительный период времени (неделя, месяц и т.п.), представленный в виде базовой линии (типового рабочего дня). Отчет о Работе Персонала - это "кардиограмма" трудового коллектива. Он будет очень полезен "при разборе полетов", при составлении психологических портретов сотрудников, при определении "узких мест" и неэффективного использования ресурсов, для оценки эффективности работы руководителя, а также при любой другой аналитической работе, связанной с персоналом. Для расчета зарплаты, премий, бонусов и т.п. предназначен другой таймшит - Тайм-лист. Тайм-лист - учет фактических трудозатратТайм-лист - это таблица MS Excel, содержащая результаты экспертной обработки информации, полученной программой SelfTrace. Тайм-лист предназначен для определения себестоимости работ, задач, проектов, продуктов, услуг и т.п., а также для расчета зарплаты, премий и бонусов на основе фактически затраченного времени. Пример тайм-листа, приведен в таблице 1. (Это упрощенный тайм-лист; реальный - включает в себя больше информации.) Работник: Иванов
Таблица 1. Упрощенный Тайм-лист. В столбце "Задание/операция" перечислены все задания и операции, которые сотрудник выполнял за отчетный период. Напомню, что задания вводятся сотрудником в программе SelfTrace вручную или автоматически импортируются из MS Outlook. Операции определяются программой SelfTrace автоматически. В столбце "Время выполнения" - фактически отработанное время. Эта информация также берется из программы SelfTrace. В столбце "Стоимость" приводится себестоимость (или стоимость) работы или задания, рассчитанная по заданной формуле (см. ниже). Каждому заданию и каждой операции может соответствовать определенный набор атрибутов, например, проект, продукт, срочность, руководитель, дата окончания и т.п. (в приведенной выше таблице они не показаны). Для заданий атрибуты задаются в программе SelfTrace, для операций - в каталоге операций. Особое место среди атрибутов занимает код задания или операции, который приводится в одноименном столбце. Код однозначно определяет:
Код определяется не только видом выполняемой работы, но и другими факторами, например, срочностью задания, его важностью для организации и т.п. "Коэффициент достоверности" - это число от 0 до 1, характеризующее достоверность информации о реальных трудозатратах. Поясню это на примере. Предположим, что в Application List задано, что при выполнении задания с кодом S-DG (подготовка договоров) сотрудник может работать только с приложением: MS Word. Если же сотрудник с приложением MS Word работал только 90% времени, а 10% времени работал с какими-то другими приложениями, например, с приложением MS Internet Explorer /Odnoklasniki, то значение коэффициента достоверности составит 0.9. Для некоторых видов заданий, как правило, не связанных с работой на компьютере, достоверность не оценивается. В этом случае значение коэффициента достоверности принимается равным единице. Важнейшим элементом тайм-листа является BPI (Basic Performance Indicator). Это результат работы экспертной системы, которая по определенному правилу (Экспертизе) оценивает эффективность использования рабочего времени. Исходными данными является информация, полученная из SelfTrace, а именно: виды активности, выполняемые бизнес-операции, используемые бизнес-приложения, скорость работы с компьютером. Пример Экспертизы приведен в таблице 2.
Таблица 2. Пример Экспертизы. Рассмотрим оцениваемые параметры подробнее.
Экспертизы можно установить не для всех заданий. Если Экспертиза не задана, значение BPI принимается равным 1. ЗаключениеГамбургский Счет предназначен для оценки не результатов труда, а процесса труда. В этом принципиальное отличие Гамбургского Счета от управления по KPI (BSC) и управления по целям (MBO). Поэтому они дополняют друг друга. Гамбургский Счет предоставляет достоверную информацию о фактических трудозатратах каждого сотрудника, отдела, филиала и т.п. По сравнению с традиционными таймшитами Гамбургский Счет имеет важные преимущества - сбор и обработка информации осуществляются автоматически, обеспечивается высокая достоверность информации о трудозатратах, дается оценка эффективности использования рабочего времени. Это позволяет быстро внедрить нормирование труда и связать систему мотивации персонала с реальными трудозатратами. Например, организовать оплату по труду, а не по времени, проведенному в офисе, или организовать выплату премий на основе информации о эффективности использования рабочего времени. Все это позволяет повысить эффективность работы персонала. Используя Гамбургский Счет можно получать информацию о реальных трудозатратах в различных разрезах: по проектам, продуктам, услугам, клиентам и т.п. Это, во-первых, позволяет получать детализированную информацию о себестоимости продуктов и услуг. Во-вторых, это дает возможность быстро оценивать имеющиеся ресурсы (например, для реализации новых проектов), определять "узкие места", выявлять неэффективное использование ресурсов, неэффективную работу линейных руководителей и многое другое. Подробнее о концепции Гамбургского Счета читайте в статье: "Оценка труда по Гамбургскому счету"; www.hr.prolan.ru/publications/pub-2009-11-13-2.html
|