|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часто бывает так, что проблема, которая вначале кажется сложной и трудной, имеет простое и экономичное решение. Сегодня, наверное, каждый руководитель хотел бы оптимизировать кадровые затраты, повысить эффективность работы персонала, улучшить организацию труда. При этом многие думают, что без внедрения сложной и дорогостоящей системы, например, CRM, не обойтись. К сожалению, не все знают, что используемый ими MS Outlook 2007 - это не только почтовая программа, но еще и эффективный инструмент для организации групповой работы. Дополнив его функциональными возможностями решения Гамбургский Счет, можно получить простое, эффективное и экономичное решение для управления задачами (поручениями, заданиями и т.п.), которое позволит оптимизировать затраты, повысить эффективность работы персонала, улучшить организацию труда в офисе. Рассмотрим, как это делается. Управление персоналом стоит на двух китах: постановка задачи и контроль исполнения. Используя MS Outlook, можно назначать задачи и контролировать их исполнение. Делается это так же просто, как отправка электронного письма. Задачи можно назначать, как отдельным сотрудникам, так и целым группам. При этом статус выполняемой задачи (% готовности, отложена, выполняется, завершена и т.п.) отслеживается автоматически. В отличие от задач, назначаемых на совещании, по телефону или даже по электронной почте, задачи, назначаемые с помощью MS Outlook, никогда не будут потеряны или забыты. Для эффективного управления персоналом это, как говорят англичане, absolutely must. Но, к сожалению, этого недостаточно. Также необходимо:
Правильно поставить задачу и оценить качество выполненной работы может только человек. А вот дать количественную и временную оценку выполненной работе - может и хорошая система мониторинга персонала. Примером такой системы является решение Гамбургский Счет, прозрачно интегрируемое с MS Outlook 2007. Эти два продукта вместе представляют собой эффективное решение, позволяющее повысить эффективность работы персонала. Решение применимо в тех случаях, когда основным средством труда является компьютер. Гамбургский Счет имеет пять моделей. Рассмотрим интегрированное решение на основе MS Outlook 2007 и двух младших моделей Гамбургского Счета, которые называются, соответственно, "Хронометраж по требованию" и "Бархатные рукавицы". Взаимодействие основных компонент такого решения показано на рисунке 1.
Для эффективного управления задачами необходимо организовать выполнение пяти бизнес-операций. Они перечислены в приведенной ниже таблице. Для выполнения одних операций используется только MS Outlook 2007. Для выполнения других - только Гамбургский Счет. Для организации оперативного контроля и учета реальных затрат - MS Outlook 2007 и Гамбургский Счет используются совместно.
Назначение задачиДля выполнения этой бизнес-операции используется только MS Outlook 2007. Руководитель, назначая сотруднику задачу, присваивает ей следующие атрибуты:
Для эффективного управления задачами, эти атрибуты очень важны, но их недостаточно. Число задаваемых атрибутов нужно существенно расширить. Как минимум, необходимо добавить:
Могут быть и другие атрибуты. Чтобы не ограничивать фантазию руководителей и дать работу консультантам, мы расширили функциональность MS Outlook, обеспечив возможность присваивать задаче любые атрибуты. Для этого мы добавили в MS Outlook настраиваемые справочники атрибутов и несколько дополнительных кнопок. Одну из таких кнопок, и возникающий при её нажатии диалог, вы видите на рисунке 2.
Получив назначенную задачу, сотрудник, может её принять или отклонить. И в том и в другом случае, MS Outlook 2007 вышлет руководителю соответствующее уведомление. Принятая сотрудником задача автоматически появляется в списке заданий программы SelfTracе ("фотоаппарат" рабочего дня). При этом все атрибуты задачи, установленные в MS Outlook 2007, автоматически преобразуются в атрибуты задания SelfTrace. Оперативный контроль и учет реальных трудозатратДля выполнения этих бизнес-операций используется MS Outlook 2007 и Гамбургский Счет. Мы объединили эти операции, т.к. основной целью оперативного контроля является обеспечение правильности учета реальных трудозатрат. Сначала рассмотрим, как выполняется учет реальных трудозатрат. Приступив к выполнению полученной задачи, сотрудник должен сделать следующее:
Идея Гамбургского Счета основана в том, что сотрудник в режиме реального времени ведет учет всех выполняемых им работ. Для этого используется программа SelfTracе - "фотоаппарат" рабочего дня. С её помощью он показывает:
Всю остальную информацию о работе сотрудника программа SelfTrace определяет автоматически. Это информация о том, с каким приложением работает сотрудник, какую операцию он сейчас выполняет, с какой скоростью он работает с клавиатурой и мышью компьютера. Тип выполняемой операции определяется по названию окна переднего плана. Предварительно должен быть создан каталог бизнес-операций, в котором установлено соответствие между выполняемыми операциями и открываемыми окнами. Для создания такого каталога используется программа ТрасеTutor, также входящая в состав Гамбургского Счета. Обе программы, SelfTrace и TraceTutor, являются бесплатными. Коммерческим продуктом является ProLAN SelfTrace Add-in for Outlook, позволяющий интегрировать друг с другом SelfTrace c MS Outlook 2007. Главное окно программы SelfTrace показано на рисунке 3.
Программа SelfTrace может выполняться не только на компьютере сотрудника, но и на сервере приложений и даже на серверной ферме. Вся информация, собираемая программой SelfTrace, автоматически, в режиме реального времени, передается в Измерительный Зонд. Там эта информация сохраняется на диске в закодированном виде. Теперь рассмотрим, как выполняется оперативный контроль. Можно выделить два типа руководителей. Одни, дав задание, забывают о нем до тех пор, пока оно не будет выполнено. Другие хотят контролировать весь ход его выполнения. Это не всегда вызвано недоверием к сотруднику, хотя бывает и такое. Чаще - это "синдром заботливой мамы", как правило, являющийся следствием обостренного чувства ответственности. "Держать руку на пульсе" выполняемых заданий можно, как минимум, двумя способами:
В качестве Консоли Наблюдения за Персоналом используется программа SLA-ON Operations Supervisor Edition. Эта программа имеет два режима работы: Когда сотрудник в программе SelfTrace задает, какое задание он сейчас выполняет, эта информация автоматически передается на Монитор Активности Персонала. На Мониторе отображается вся информация, как введенная сотрудником вручную, так и снимаемая автоматически (какую операцию он сейчас выполняет, с каким приложением работает и с какой скоростью). Более того, руководитель всегда может удаленно подключиться к компьютеру сотрудника и в режиме реального времени увидеть содержимое его экрана. Монитор Большой Брат - инструмент "наказания" тех, кто "кое-где у нас порой честно жить не хочет". В этом случае руководитель может постоянно видеть содержимое экрана нескольких сотрудников, автоматически делать снимки их экранов, автоматически записывать информацию с IP-камер, записывать сетевой трафик и многое другое. Это очень сильное средство, поэтому мы рекомендуем его использовать только в крайних случаях. (Основное применение Большого Брата - обеспечения информационной безопасности.) Контроль исполненияДля выполнения этой бизнес-операции используется только MS Outlook 2007. Выполнив поставленную задачу, сотрудник должен сообщить об этом руководителю. Для этого он должен сделать следующее:
Напомню, что фактическое время и фактическое значение количественных показателей измеряются программой SelfTrace. Чтобы исключить вероятность ошибки (при вводе этой информации в MS Outlook), мы реализовали автоматическую синхронизацию этих параметров между MS Outlook и SelfTrace. Другими словами, мы обеспечили возможность автоматически получать значения этих параметров из SelfTrace и автоматически вводить их MS Outlook. Для этого мы добавили в MS Outlook кнопку синхронизации. Установив курсор на выполняемую (выполненную) задачу, и кликнув на кнопку синхронизации, фактические значения времени и фактическое значение количественного показателя автоматически вводятся в MS Outlook. Кнопка синхронизации показана на рисунке 4.
Если руководитель установил необходимость оповещения о ходе выполнения задачи, то при любом изменении в статусе задачи, он будет получать соответствующее сообщение. Таким образом, когда исполнитель завершил выполнение задачи и синхронизировался с SelfTrace, вся информация автоматически передается руководителю. После этого сотрудник может удалить задачу из MS Outlook. Соответствующее задание из программы SelfTrace удаляется автоматически. Систематизация трудозатрат за отчетный периодЭта бизнес-операция выполняется средствами только Гамбургского Счета. Систематизация трудозатрат может преследовать две цели:
Информация о реальных трудозатратах сотрудника по всем выполняемым задачам хранится в Измерительном Зонде в закодированном виде. Напомню, что эту информацию Зонд автоматически получает из программы SelfTrace. Чтобы эту информацию превратить в Отчет о Работе Персонала, ее нужно декодировать и статистически обработать. При использовании младших моделей Гамбургского Счета это можно сделать, воспользовавшись специальным сервисом компании ProLAN. ( Подробнее см. Гамбургский Счет №1: "Хронометраж по требованию".) Посмотрите пример Отчета о Работе Персонала (PDF, 4.39 Мб). Отчет о Работе Персонала включает в себя:
Основное назначение такого Отчета о Работе Персонала - определение "узких мест" и неэффективного использования ресурсов с целью улучшения организации труда и оптимизации кадровых затрат. Также, его можно эффективно использовать в качестве доказательной базы при предъявлении сотруднику претензий в неэффективном использовании рабочего времени. Для расчета зарплаты и бонусов удобнее использовать Тайм-лист, о котором я скажу ниже. Оценка работы персоналаЭта бизнес-операция выполняется средствами только Гамбургского Счета. Это очень важная операция, поэтому сначала несколько слов хочу сказать о методологии оценки персонала. Сегодня много говорят об управлении по целям и управлении по KPI. Основная идея такого управления - система мотивации должна быть увязана с эффективностью работы персонала. Критериями эффективности являются определенные количественные показатели или достижение сотрудниками определенных целей. Идея красивая и правильная, но сложно реализуемая на практике. Как говорится, devil in details. Вот несколько аргументов.
Поэтому мы предлагаем следующую методологию оценки персонала.
Тайм-лист - это таблица MS Excel, содержащая результаты обработки информации, полученной программой SelfTrace. Пример упрощенного Тайм-листа, показан ниже. Работник: Иванов
Таблица 1. Пример Тайм-листа. В столбце "Задание/операция" перечислены все задания и операции, которые сотрудник выполнял за отчетный период. Напомню, что эта информация берется из программы SelfTrace, куда она автоматически импортируется из MS Outlook. В столбце "Время выполнения" приводится фактически затраченное время на выполнение этих заданий и операций. Эта информация также берется из программы SelfTrace. В столбце "Стоимость" приводится себестоимость (или стоимость) каждой работы или задания. В столбце "Коэффициент достоверности" - оценка достоверности информации о времени выполнения заданий и операций. Эта оценка делается экспертной системой. Важнейшим элементом Тайм-листа является BPI (Basic Performance Indicator). Это также результат работы экспертной системы, которая по определенным правилам оценивает эффективность использования сотрудником своего рабочего времени. Подробнее об этом читайте в статье: "Хронометраж. Экспертиза. Оплата по труду". Заключение (business value)Я рассказал о том, как, используя MS Outlook 2007 и Гамбургский Счет, эффективно управлять заданиями, задачами, поручениями и т.п. Внедрение такого решения позволит с минимальными затратами времени и денег повысить эффективность работы персонала. Ценность такого интегрированного решения для бизнеса (business value) заключается в следующем:
Внедрение предлагаемого решения в масштабах даже крупной компании займет не больше нескольких дней. При этом стоимость предлагаемого решения, как минимум, на два порядка ниже стоимости системы управления по KPI и на порядок ниже стоимости системы управления по целям. Хорошо - не всегда дорого. Однако, лучше один раз попробовать, чем 100 раз прочесть. Примите участие в проекте: "Оцени загруженность персонала" и убедитесь в эффективности предлагаемого решения на практике. Бесплатно.
|